Домашняя страничка Хронопов - Библиотека
Новости Фотоальбом Библиотека Галерея Кухня
Библиотека - статьи
    "УМЕЮТ ЛИ ЖИВОТНЫЕ ДУМАТЬ?"
    Тема: Инсайт - "понимание"
    Автор: Мищанчук Н.В.

Умеют ли животные думать?
      Да или нет?
      Вопрос, умеют ли думать животные, давно будоражил умеющих думающих людей. Ответ на него в разное время давался прямо противоположным: от признания сверхинтеллекта до полного отрицания какого бы то ни было, даже самого слабого ума. Последователи Декарта считали животных машинами, с которыми позволительно обходиться как угодно строго, не обращая внимание на визг и сопротивление. Сторонники другой крайности приписывали животным способность любить, страдать и рассуждать по-человечески. Более того - говорить. В одном древнегреческом трактате о земледелии рекомендовалось писать мышам письма, чтобы те поняли на каком поле им надлежит кормиться, а какие избегать, чтобы не причинять крестьянам ущерба. Письма следовало прикреплять к камням, причем так, чтобы они лежали написанными строчками вверх (по-видимому, для удобства прочтения).
 
      В более поздние, религиозные времена животным было отказано в какой бы то ни было душе; ее наличие признавалось исключительно у человека. И только к середине XIX века на них стали смотреть другими глазами. Альфред Брем, например, придавал им вполне человеческий облик, считая честными или плутоватыми, решительными или неуверенными, гордыми или скромными, дружелюбными или враждебными ко всему свету и конечно - умными или глупыми. Например, коз Брем считал большими умницами, понимающими человеческую речь. Безнадежно тупыми - медведей, верблюдов и ежей. Не отказывал в проницательности лисицам и хорькам. А обезьян воспринимал как существ в высшей степени нервных, чьи умственные возможности "подавляются проявлениями необузданной страсти".
 
      Некоторые зоопсихологи начала ХХ века шли еще дальше и рассуждали не о том, думают ли животные вообще, а о том, что составляет содержание их мыслей. Вот соображения одного из таких "исследователей" о мыслях, одолевающих льва при встрече с человеком: "Вот если бы я наверняка был уверен, - думает он, - что справлюсь с ним без ущерба для себя, я бы кинулся на него. Но кто его знает… А вдруг при нем какое-нибудь опасное оружие? Он так нагло смотрит на меня…"
 
      Они могут многое
      Да что там говорить, даже мы, жители ХХI века, еще в школе проштудировавшие учение Дарвина, опыты Сеченова и Павлова, тем не менее не оставляем надежд подтвердить умственные способности наших домашних друзей. Особенно, когда становимся свидетелями их поразительного поведения.
 
      Один дог, гуляя с хозяином, заметил, что тому становится плохо и он падает. Собака буквально подставила себя под падающего, не дав ему ушибиться, а затем, обнюхав лежащего без сознания хозяина, стала топтаться передними лапами по его груди. Прибывшие позже медики заявили, что, если бы не собака, делавшая пострадавшему массаж сердца, человек давно бы умер. Известна кошка, которая во время Второй мировой войны как минимум за четверть часа до сигнала сирены предупреждала хозяйку о приближении бомбардировщиков, выбегая в коридор и призывая ее спуститься в бомбоубежище, а убедившись в ее безопасности, мчалась к соседям, чтобы проделать то же самое. Часто спасали жизнь своих хозяев боевые кони; например, Александру Македонскому, по дошедшим сведениям, 9 раз. Таких случаев - тысячи. На слуху пример из недавней американской трагедии: собака спасла слепого из здания Международного Торгового Центра - потащила его по горящим лестничным пролетам и вывела на улицу.
 
      Домашние животные чувствуют наше настроение, понимают интонации и вообще - смотрят на нас такими умными глазами. Неудивительно, что одна из распространенных фраз, передающая нашу веру в умственные способности домашних любимцев - "Она (он) все понимает, только не говорит".
 
      Поведение диких животных поражает порой не меньше. Чего стоит только умение манипулировать предметами-орудиями. А умельцев таких предостаточно.
 
      Осьминоги строят "дома" из камней. Крыша сооружается из подходящего плоского камня; его моллюск прихватывает вместе с собой, когда предпринимает небольшие вылазки - им он защищается как щитом в случае опасности, выставляя в сторону обидчика, им же прикрывает отступление.
 
      Крабы из рода либия овладели спецоружием - они носят в клешнях небольших актиний, стрекательные клетки которых обжигают противника больнее крапивы.
 
      Песчаная оса аммофила после того, как закопает норку с отложенными яичками, берет в челюсти маленький камешек и тщательно утрамбовывает насыпанный поверх песок, чтобы не дать повод самому опытному взгляду хищника заметить вход в норку.
 
      Маленькие грызуны песчанки, складывая хорошо просушенное сено в небольшие стожки, чтобы защитить запасы от ветра, укрепляют их подпорками: приносят в зубах веточки-палочки и втыкают по периметру сооружения.
 
      Морская выдра калан, подняв со дна моря моллюска или морского ежа, прихватывает еще и камень, о который разбивает твердые раковины добычи.
 
      Камнем сокрушает раковины улиток певчий дрозд. Бородач-ягнятник, чтобы съесть черепаху, разбивает ее панцирь, поднимая высоко в воздух и бросая затем на камни. Вороны и чайки тоже бросают с высоты на камни моллюсков, чтобы разбить их раковины. А австралийского коршуна сравнивают с пикирующим бомбардировщиком: в вертикальном полете он бросает камни на яйца эму. Африканские стервятники справляются с прочной скорлупой страусиных яиц иначе: запасаются камнями граммов по 300, берут их в клювы, вытягиваются во весь рост, подняв высоко вверх головы, и бросают камни на яйца; с одной попытки яйца не разбиваются (да стервятники этого и не ожидают), но с четвертой-двенадцатой атакой скорлупа не выдерживает и раскалывается.
 
      Слону камень или ветка заменяют скребок: ими он чешет спину или сдирает с ушей сухопутных пиявок. Сорвав с дерева большую ветку, обмахивается ею, отгоняя докучливых насекомых. Если рядом окажется палка, отбивается ею от собак.
 
      Дятловый вьюрок, живущий на Галапагосских островах, отыскав под корой или в древесине личинок жуков, отламывает клювом колючку кактуса и орудует ею как вилкой, стараясь наколоть личинку или выгнать ее из лубяного или древесного хода. Иногда за неимением колючки в ход идет простая веточка, которую птица очищает от сучков, чтобы ничто не препятствовало выуживанию личинок.
 
      Некоторые обезьяны колют орехи. Шимпанзе, кроме того, очищенным от листьев прутиком вытаскивают из дырок в термитнике его хозяев или мед из дупла. Против леопарда они частенько орудуют палками. А из листьев делают "бокалы" для питья. Примеры можно продолжать…
 
      О пользе условных рефлексов
      Как же понимать все эти орудийные способности животных, эту собачью преданность, умные глаза? Чем объясняется столь необычное поведение некоторых животных? Как ни странно - самыми обыкновенными условными рефлексами. Хотя почему обыкновенными? В отличие от рефлексов врожденных - жевательных, глотательных, половых, оборонительных - которые включаются автоматически и явно не относятся к области интеллекта, условные рефлексы значат для развития ума гораздо больше, чем принято думать. Сеченов, например, считал, что мысль - это всего лишь сложный условный рефлекс. Почему? Потому что мышление невозможно без памяти, а память определенных условий - это и есть условные рефлексы.
 
      Собака или кошка связывают шум шагов, направленных к холодильнику, шорох бумажного пакета, звяканье миски - с предстоящей едой; раздраженный голос - с возможный болью; возню у вешалки - с обещанием вылазки на улицу. В это время в мозге животного между врожденными сигналами (пищевым, оборонительным, ориентировочным) и совершенно случайными (шум, звук, цвет, запах) образуются временные связи - тропинки, которые, если по ним часто "ходить", становятся хорошо протоптанными дорожками. Благодаря этому все сигналы, предшествующие врожденным рефлексам, запоминаются. Запоминаются они эмоционально. Животные всегда ожидают эмоций, а не ощущений. Собака перед прогулкой просто ждет чего-то хорошего, при этом у нее не возникает в памяти образа улицы или луга. Только при виде настоящей улицы или луга воспоминания животных оживляются. Можно сказать, что их память - это постоянное узнавание.
 
      Первые условные рефлексы образуются сразу же после рождения. Щенки, котята, едва появившись на свет, облизываются матерью, и ее запах - первое, что они воспринимают в своей жизни. Дальше вступает в силу врожденный рефлекс сосания, который прочно связывается с предшествующим запахом. Запомнить свою маму - это уже немало.
 
      Условные рефлексы помогают также понять, чего следует остерегаться и как себя вести, чтобы избежать опасности. Лисица, услышав стрекотание сорок на опушке или крик сойки, - торопится скрыться в чаще, потому что давно усвоила связь этих сигналов с близостью человека или другого хищника. Такие знания позволяют упредить неприятное событие, не дожидаясь ощутимого раздражителя - когда свинцовые дробинки вонзятся в кожу.
 
      Выходит, условные рефлексы - это знание самых важных закономерностей. Причем, знания эти постоянно проверяются и уточняются, случайные и ненужные - вычеркиваются. Скажем, звук работающего в поле трактора легко становится пищевым условным раздражителем. Заслышав его, в поле слетаются многие птицы, чтобы походить за плугом или поохотиться на только что убранном пшеничном поле, где многочисленные насекомые остаются без всякого укрытия. На шум бульдозера, укладывающего полотно дороги, птицы поначалу собираются так же охотно, но замечают, что здесь поживиться нечем, и "бульдозерный" рефлекс быстро угасает. Птицы обучаются по звуку различать эти машины, и теперь бульдозер их больше не привлекает.
 
      Дрессировка
      Все, что называется дрессировкой, есть не что иное, как выработка у животных разнообразных условных рефлексов. В этом смысле можно сказать, что собака понимает значение слов: следуя команде "сидеть", она действительно садится на задние лапы. Ее "понимание" основано на временной связи между звуковым сигналом и поощрением.
 
      Но условные рефлексы у домашних животных на первый взгляд не похожи на обычные. Например, хорошо воспитанная собака спокойно идет рядом с хозяином, не натягивает поводок, не бросается на встречных кошек, возвращается на зов, если ее пустили побегать, и вообще безукоризненно выполняет много разных команд - хотя хозяин не вознаграждает своего пса и не пользуется плеткой. Дело в том, что для высших животных, и особенно для домашних, подкреплением может служить не только пища или боль. Еще с детства собака усваивает, что с хозяином спорить бесполезно и самое благоразумное - ему подчиниться. Собака прекрасно понимает, когда хозяин ею доволен, а когда на нее сердится. Его похвала, сказанная ласковым голосом, поглаживание, почесывание за ухом вполне заменяют такой вид поощрения, как пища, а выговор, сделанный строгим голосом, действует не хуже удара хлыстом. В этом случае говорят об условных рефлексах второго порядка.
 
      От обычных условных рефлексов они отличаются более длинными связями. Скажем, если у собаки хотят выработать пищевой условный рефлекс второго порядка на свет, то поступают следующим образом: вырабатывают обычный условный рефлекс на гудок (его включают перед едой), а потом за две-три секунды до гудка включают свет. Если некоторое время повторять такое сочетание, то у собаки образуется условный рефлекс второго порядка - она будет теперь истекать слюнками, увидев вспышку света.
 
      У собак можно выработать условный рефлекс и третьего порядка, а у обезьян, имеющих более развитый мозг, удается образовать условные рефлексы четвертого, пятого, даже двадцатого порядка. Образование условных рефлексов более высоких порядков возможно лишь у животных с совершенным мозгом. Вот почему у пчелы может быть образован, да и то с большим трудом, только условный рефлекс второго порядка, а у шимпанзе даже рефлексы высших порядков образуются легко и быстро.
 
      Для животных способность образовывать условные рефлексы второго и более высоких порядков имеет огромное значение. Для того чтобы научиться бояться волка, нет необходимости, чтобы хищник каждый раз причинял боль, хватая за загривок - достаточно, чтобы вид его, голос и запах вызывали у зайца оборонительный рефлекс - бегство или затаивание. Ведь гораздо практичнее заочное обучение, то есть выработка условных рефлексов второго порядка. Их образование связано с меньшим риском, а эффект они обеспечивают такой же.
 
      Дрессировщики, подготавливая цирковой номер, кроме простых условных рефлексов, широко пользуются выработкой рефлексов второго порядка. Без этого многие трюки и целые цирковые программы оказалось бы невозможно осуществить.
 
      Пробы и ошибки
      Давно замечено, что высшие животные - звери и птицы - умеют решать логические задачи. Правда, делают они это не с помощью логики, а методом "проб и ошибок".
 
      Если на глазах собаки перебросить приманку через решетку, которую можно обойти с одной из сторон, то обычно она направляется прямо к цели, достигает решетки, там бегает взад-вперед, пока случайно не подбежит к концу решетки, и уже тогда мчится к приманке. При второй попытке ее бег туда-сюда вдоль решетки становится короче. Часто уже в третий раз собака сразу же находит правильный обходной путь. Для преодоления препятствия животное испробует возможные действия, причем удачные запоминаются, а неудачные вычеркиваются из памяти. В этом и заключается научение.
 
      Таким же образом поведет себя бездомная кошка, если ее запереть в тесной клетке: она сразу же предпримет попытку выбраться наружу, проявив при этом огромное упорство и используя весь имеющийся опыт. Кошка совершит десятки, сотни или тысячи самых разнообразных проб, оказавшимися ошибочными. Исчерпав запас терпения, она будет попросту бросаться из угла в угол или в бешенстве кататься по полу. Если щеколда окажется изнутри, кошка в конце концов окажется на свободе, случайно дотронувшись до запора. Конечно, она не поймет, как открылась дверца, но какие-то воспоминания у нее останутся. Если ее снова поймать и вернуть в клетку, кошка сразу же бросится в тот угол, который принес ей удачу, и будет именно здесь искать способ открыть клетку. Наверняка она обретет свободу значительно быстрее, чем в первый раз. Правда, и тогда будет заметно, что особого ума кошка не прикладывала, а просто запомнила то случайное движение, которое помогло ей в первый раз обрести свободу, и механически его повторила. Например, щеколду удобнее открывать, надавив на нее лапой, но если кошка впервые вырвалась на волю, катаясь по клетке спиной, она и потом будет прибегать к этому нелепому приему.
 
      В общем, использование животными метода "проб и ошибок" - это попытка решить логическую задачу, не опираясь на помощь логики. Если сравнивать их поведение с человеческим, которое можно назвать предусмотрительным, действия животных скорее послесмотрительные, их понимание - это временная связь между поведением и случившимся последствием. Можно сказать, что они крепки задним умом. Но ведь это тоже неплохо.
 
      Ассоциации
      Кроме того, мозг птиц и млекопитающих имеет способность образовывать связи не только между случайным и жизненно важным сигналами, а и между двумя (и больше) малозначительными раздражителями. Такие "неразборчивые" связи - ассоциации - дают мозгу дополнительные чрезвычайно важные преимущества. Они позволяют животным познавать любые закономерности жизни, а значит накапливать знания о мире, в котором живут. В результате ассоциаций складывается определенная картина мира.
 
      Например, у молодой лисицы весной, когда с юга возвращаются перелетные птицы, возникает масса ассоциаций между видом и запахом дроздов, особенностями их поведения, песнями и многими другими издаваемыми ими звуками. Сначала эти ассоциации не сулят лисе никаких выгод: не стоит и пытаться поймать птиц, сидящих на деревьях. Но вот с середины лета знакомые голоса дроздов, их запах вдруг начинают доноситься с земли - это еще толком не научившиеся летать птенцы покинули гнезда. Теперь, приступая к охоте, ранее возникшие у лисы ассоциации помогают ей правильно себя вести: она знает, как выглядит дичь, помнит повадки дроздов - и это помогает сделать охоту наиболее результативной. С другой стороны, ассоциации помогают осуществить сложные формы поведения, поскольку благодаря им более простые реакции выстраиваются в целые цепи двигательных актов.
 
      В общем, мозговая деятельность развитых существ оказывается возможной благодаря бесчисленным временным связям, беспрерывно образовывающимся в мозгу. Условные рефлексы и ассоциации способны выстраиваться в длинные цепочки, где завершение одного рефлекса становится сигналом для другого. Так формируется поведение. А как формируется мысль?
 
      Озарение
      А вот теперь речь пойдет о самом настоящем понимании. Никто не спорит, метод проб и ошибок достаточно хорош, но не всегда эффективен. Случайные, хотя и настойчивые попытки не гарантируют успеха. В конце концов может наступить момент, когда энергия животного иссякает - вот тут-то и начинается чисто логическая стадия решения задачи.
 
      Впервые на это обратил внимание немецкий ученый В. Кёлер. Свои эксперименты он провел на человекообразных обезьянах - шимпанзе. Обезьяне предлагалась задача - достать гроздь бананов, подвешенных к потолку клетки. Рядом находились ящики, используя которые, можно было дотянуться до лакомства. Как повел себя шимпанзе? Досыта попрыгав и истощив все пришедшие ему в голову способы, он притулился в углу клетки и после некоторого "раздумья" поставил ящик на ящик, прыгнул на шаткое сооружение и шлепнулся на пол с наградой в руке.
 
      Кёлер назвал подобное решение логических задач "инсайтом", что означает "озарение" или "понимание". В состоянии "озарения" обезьяны способны, не прибегая к методу "проб и ошибок", все необходимые "пробы" сделать в уме, то есть обдумать ситуацию. Они могут заранее оценить результат действия и сразу же сделать то, что приносит желаемый успех. Именно поэтому мы признаем за ними понимание, которое состоит в предвидении результата действия. Конечно, для этого им требуется богатый опыт - чтобы было из чего выбирать. Если маленького шимпанзенка с первых дней жизни воспитывать в обстановке, где нет подвижных предметов, которыми он мог бы манипулировать, если он "не в курсе", что ящики могут быть передвинуты, разве ему придет в голову решение "келеровского" шимпанзе?
 
      Для того чтобы посетило озарение, помимо опыта, необходимо еще умение им пользоваться. Такое дано не каждому. Подобное умение заложено в мозг животных, которых мы недаром называем высокоразвитыми. Их мозг позволяет наиболее четко обрабатывать информацию и выбирать самые лучшие условно-рефлекторные цепочки. Интересно, что при одном из повторных опытов с подвешенными бананами шимпанзе схватил Кёлера за руку и куда-то потащил. Профессор решил узнать, что так заинтересовало обезьяну, но когда он оказался под бананами, шимпанзе вскарабкался по нему, точно по древесному стволу, энергично оттолкнулся от его лысины, схватил лакомство и был таков! Обезьяна решила задачу новым и более остроумным способом.
 
      Умение пользоваться своим опытом способно совершенствоваться. Вот отчасти почему бездомные дворняжки, постоянно сталкивающиеся с трудными проблемами, чаще проявляют находчивость и вообще кажутся умнее, чем породистые домашние. Кстати, некоторые собаки умеют "соображать" не хуже обезьян. В опытах с подвешенной костью, такой пес, словно осененный внезапной идеей, пододвигает ящик прямо под кость, и прыгая с него, достает "сокровище"!
 
      Из птиц самые умные - врановые (вороны, вороны, сороки, галки). Для выявления умственных способностей некоторых животных (кроликов и птиц) профессором Л. В. Крушинским был поставлен следующий опыт. Кормушка двигалась по рельсам и в какой-то момент скрывалась в закрытом коридоре. Пытались выяснить, будет ли животное искать корм там, где он скрылся в туннеле, или побежит вперед вдоль коридора, "сообразив", что корм может появиться снова. Что же получилось? Голуби и утки тут же переставали искать пищу и шли в обратном направлении. Куры уходили не сразу, а некоторое время искали еду там, где кормушка скрылась в туннеле. Так же вели себя и кролики. Совсем иначе поступали вроновые. Ворона Варя долго и упорно искала корм не только в месте его исчезновения, но и дальше вдоль коридора, и в противоположном конце, где кормушка опять появлялась на свет.
 
      Что же такое для животного - руководствоваться разумом? Это значит находить решение проблемы, с которой оно никогда раньше не сталкивалось и когда оказываются бесполезны врожденные инстинкты. Безусловно, в случае озарения животные опираются на свой прежний "житейский" опыт, только в процессе понимания этот опыт представлен в очень обобщенном форме. Но именно в способности к максимальному обобщению информации и применению его в неожиданных ситуациях и проявляется интеллект.
 
      Подражание
      Конечно, озарение посещает животных не так уж часто (да мы и сами знаем, как редко в голову приходят стоящие идеи). Но если подобное случается у одиночки, остальные с готовностью перенимают полезное действие - и это тоже хорошо. Животное видит, как ведет себя собрат и берет удачные действия на вооружение. Это существенно расширяет знания о мире.
 
      Возможно, однажды идея бомбить яйца камнями пришла в голову одному из стервятников. Другие поблизости живущие птицы, наблюдая за ним, стали ему подражать и добились подобных же успехов.
 
      В Великобритании синицы научились пробивать фольговые крышки бутылок, которые молочники оставляют по утрам у дверей домов, и выпивать сливки. Вскоре это "преступление" стало обычным делом и по тут сторону Ла-Манша, на севере Франции, и в быстром темпе распространяется здесь с севера на юг. Тут явно проявило себя подражание. Одна синица этому научилась, другие переняли ее воровские повадки.
 
      Особенно склонны к обезьянничанью сами обезьяны. В колонии, за которой наблюдали натуралисты, одна полуторагодовалая самка, ее звали Имо, нашла в песке батат (сладкий картофель). Она окунула его в воду - наверное, совершенно случайно - и смыла лапками песок. Она не знала тогда, что положила начало необычной традиции, которой знамениты теперь обезьяны острова Кошима. Через месяц подруга Имо заметила ее манипуляции с бататом и тут же переняла культурные манеры. Через четыре месяца мать Имо делала то же. Постепенно сестры и подруги усвоили открытый Имо способ, и через четыре года уже пятнадцать обезьян мыли бататы. Даже взрослые пяти-семилетние самки научились от молодежи новой повадке. Но из самцов - никто! Все-таки озарение посещает не часто, а перенять повадку они не могли, поскольку были в иных рангах, чем группа, окружавшая Имо, и поэтому мало соприкасались с сообразительной обезьянкой.
 
      А она сделала еще одно полезное изобретение. Ученые рассыпали на песке зерна пшеницы, и обезьяны с трудом выуживали пальцами зерна из песка. Но Имо поступила иначе: набрав полную горсть песка с зернами, окунула ее в воду - песок опустился на дно, а легкие зерна всплыли. Оставалось только собрать их с поверхности воды и съесть. Скоро среди ближайших родственников изобретательной Имо все научились этой повадке.
 
      Известно также, как быстро высшие обезьяны, находясь рядом с человеком, перенимают его манеры. Они приучаются есть ложкой, ножом и вилкой, чистить зубы, колоть орехи щипцами, спать на подушке, укрываться одеялом, надевать и снимать одежду.
 
      Ручное мышление
      Сейчас точно известно, что человекообразных обезьян от других животных отличает "ручное мышление", благодаря которому и стало возможно "понимание". Можно сказать, что обезьяна мыслит руками. Это мышление в действии, оно зарождается в ходе ощупывания, разламывания и любого другого манипулирования объекта во время еды или игры. Обезьяна при этом внимательно всматривается в разрушаемый ею предмет и "постигает" механические связи между его деталями. Словом, обезьяна может понять только то, что можно потрогать руками и непосредственно обозреть. Это определяет ее мышление, но и ставит предел ее умственным способностям. Остальные животные не способны и на это. Это не означает, что другие высокоорганизованные животные лишены хотя бы зачатков интеллекта, но ручное мышление свойственно только обезьянам.
 
      Низшие обезьяны тоже манипулируют предметами, но уловить причинно-следственные связи они не в силах. В этой связи зоопсихолог К. Фабри рассказал об одном из своих подопытных питомцев павиане Тарзике. Этот довольно-таки сообразительный павиан долго сгибал кусок мягкой проволоки, пока в конце концов случайно из него не получилось нечто вроде крючка. Обезьяна тут же нашла ему применение и, подцепив петли сетки, долго дергала их и в результате выломала кусок. Казалось бы, превосходный пример орудийной деятельности. Но… Тарзик обрабатывал не только сетку, но и сам крючок, причем самым бессмысленным образом, пока тот не перестал быть крючком. Выходит, что, несмотря на наглядность ситуации, обезьяна оказалась неспособной хотя бы не ломать случайно образовавшиеся выгодное орудие. А человекообразные обезьяны как раз могут постигнуть причину и следствие, хотя и в очень узких рамках.
 
      И тем не менее даже низшие обезьяны способны к инсайту. Обезьяна капуцин Пи-Уай прославилась своей страстью к орудийным действиям и способностью решать механические задачи, которые не по силам большинству шимпанзе. За это ее прозвали обезьяной-гением. "Когда к Пи-Уай приближались экспериментаторы с набором предметов, необходимых для опытов, она с радостью кидалась к ним на встречу. Сразу же принималась с довольным видом за работу. Если задача была сложной, она часами сосредоточенно трудилась над ней, забывая обо всем на свете, даже о еде…" Многие ее действия ученые расценили как близкие к инсайту или как очевидный инсайт. Вот один из примеров. Обезьянку привязали к стойке и на недоступном для нее расстоянии положили на пол банан. Вместо палки ей дали живую крысу на веревочке. И что же? Пи-Уай прибегла к способу, до которого и не каждый из людей смог бы додуматься. Обезьяна стала бросать крысу, целясь в банан, и, когда та в него вцепилась, тот час же подтянула к себе крысу и вместе с ней желанный банан!
 
      И все-таки человекообразная обезьяна лучше других животных умеет накапливать и использовать информацию. В ее голове взаимосвязаны данные о тех или иных формах собственного поведения и о возможных последствиях этих действий. Воспоминание определенного поведения можно передать словами "что-то приходит на ум". В одном из опытов для того чтобы открыть ящик, нужно было сделать несколько операций: размотать цепочку, вытащить штырь и поднять крючок. В целом все человекообразные обезьяны справились с этими запорами, безусловно проявив понимание.
 
      Недаром некоторые африканские племена считали, что гориллы даже разговаривать умеют, но скрывают это, поскольку понимают, что если бы люди об этом узнали, то заставили бы их работать. Опасение не случайное. В свое время лауреат Нобелевской премии сэр Джордж Томпсон высказал мысль, что настало время рационально использовать обезьян на работах, "слишком простых для человека". Мысль оказалась не новой - к тому времени воспитанные людьми обезьяны уже давно помогали им в разных хозяйственных работах.
 
      Язык
      Конечно, как бы ни были впечатляющи достижения высокоразвитых животных в области мысли - к сожалению, они ограничены. Ограничены своей конкретностью. Для того чтобы думать абстрактно, необходимы обобщения, понятия, которые могут образовываться только при наличии языка. Поэтому понимание у шимпанзе рассматривают как узко ограниченное доязыковое мышление. То, что происходит в голове шимпанзе, значительно проще, чем те сложные процессы, которые протекают в мозге человека.
 
      В отличие от человеческого языка, которому, как мы знаем, приходится учиться, язык животных врожденный. Поэтому сигналы у них непроизвольные, возникающие под действием раздражителей (например, весенние песни птиц вызываются видом занятого гнездового участка и действием половых гормонов). К тому же они ни к кому не обращены (скворец будет распевать свои песни, даже если они в округе нет других самцов). Ясно, что ничего общего с человеческим языком они не имеют. Но если у животных нет собственного развитого языка, может быть они могут усвоить язык человека?
 
      Действительно, мы знаем о существовании хорошо "говорящих" птиц - попугаев, галок, ворон. Есть талантливые говоруны, которые усваивают до 500-600 слов, употребляют длинные многословные фразы, и даже актерские коллективы из двух и даже из трех птиц, разыгрывающие коротенькие пьески.
 
      Конечно, говорящие попугаи чаще всего болтают несусветную чушь. Но некоторые реплики иногда оказываются к месту. Вот они-то и обращают на себя внимание, заставляя подозревать, что птицы употребляют их сознательно. Часто попугаи в определенное время суток говорят "Доброе утро" или "Добрый вечер". Один попугай всем пришедшим в дом истошно кричал "Привет!", а всем уходящим - "Пошел вон!". Невольно создается впечатление, что птицы овладели элементами речи. В действительности все гораздо проще: их речевые реплики - всего лишь имитация человеческой речи. Безусловно, они не понимают, что говорят. Зато могут тонко улавливать обстановку и запоминать, какие слова произносят люди в каждом конкретном случае.
 
      Представление об очень высоком интеллекте наших домашних животных и их способности понимать человеческую речь - прочно укоренившееся заблуждение многих владельцев собак. Во всех руководствах по воспитанию и дрессировке щенка дается совет применять строго определенные речевые команды. Между тем в домашних условиях это правило часто не соблюдается. Хозяин может и подать стандартную команду "Ко мне!", и назвать собаку по имени или позвать "Иди сюда", а то и просто сказать: "Пес, я соскучился". И собака, до того спокойно спавшая на своей подстилке, тотчас же явится на зов Это не значит, что она поняла обращенные к ней слова, зато она точно отреагировала на ситуацию. Собака хорошо знает тон, каким хозяин дает ей команды, а каким разговаривает со своими домашними. А дальше все просто: раз она находится в некотором удалении от своего повелителя и не улавливает в обращенной к ней речи никаких стандартных команд-приказов, значит, нужно явиться на зов, чтобы выяснить, что от нее хотят. Поведение собак в разных ситуациях говорит о том, что они реагируют ни на смысл слов, а на их интонацию и на общую ситуацию данного момента.
 
      "Ты дать я!"
      Другое дело - обезьяны. Правда, научить их настоящим словам оказалось делом довольно сложным. Лучшие из шимпанзе усваивали два-три-четыре слова. Но зоопсихологи Гарднеры обратили внимание на то, с каким трудом давалось животным воспроизведение звуков и насколько богатой была их мимика и жестикуляция. Тогда же пришла мысль обучить обезьян языку глухонемых. Вскоре шимпанзе Уошо стала знаменитой. За три года она усвоила 85 слов, а к концу пятилетнего срока обучения - 160. Казалось бы, немного - словарный запас хорошего попугая намного больше. Однако Уошо не просто повторяла заученные жесты, а активно общалась со своими учителями: обращалась с просьбами, на вопрос давала вполне разумный ответ. Интересно, что в начале обучения за каждое правильно выполненное задание Уошо награждали горсткой изюма, но вскоре стало ясно, что в этом нет никакой необходимости, обезьянка училась с большой охотой.
 
      Сейчас в мире существуют десятки "говорящих" обезьян, и они преподносят все новые открытия. Например, в предложениях из трех сигналов-жестов шимпанзе могут ставить эти сигналы в определенной последовательности. На первое место всегда ставится сказуемое, а подлежащее - на последнее: "Открыть ключ еда", "Дать чашка вода". В предложениях с местоимением на первое место ставится именно оно: "Ты дать банан". Если же в предложении оказываются два местоимения, то последовательность может быть такой: "Ты я выпустить" или "Ты дать я".
 
      Оказалось, что обезьяны способны усваивать не только знаки, означающие определенные предметы и действия, но и весьма отвлеченные понятия вроде "цвет", "размер", "форма", "все", "многое", "ни один". В обезьяньем языке, как и в человеческой речи, высока степень обобщения. Словом "шапка" Уошо обозначала не какой-то определенный головной убор, а любые шапки, шляпы, береты и косынки. Брюками она называла штаны самого разного покроя, а также пеленки и ползунки.
 
      Кроме того, обезьяны способны не только заучивать "слова", с которыми их знакомят воспитатели, но и придумывать свои обозначения. Правда, такое случается с ними не часто (но и мы тоже не можем похвастаться интенсивным словотворчеством). Одна из них назвала арбуз словом "пить", редис - "плакать" и "боль", побеги сельдерея - "запах" и "трубка", мелкие сладкие пикули - "трубка" и "конфета".
 
      Некоторые психологи были уверены, что "говорящие" обезьяны не будут пользоваться усвоенными знаками для общения друг с другом. Они ошиблись. Правда, поводы для разговоров у обезьян весьма однообразные: это, главным образом, просьбы подойти, обнять, дать игрушку или поделиться вкусненьким. Шимпанзе даже способны научить друг друга некоторым жестам. Когда Уошо после завершения курса обучения перевели в колонию шимпанзе-неучей, она сначала очень возмущалась, что невежественные собратья никак не реагируют на подаваемые ею знаки. Однако позже она завела себе приемного сына и объяснила ему, что значат жесты "подойти", "обнять" и другие.
 
      Остается думать, что довольно стабильная среда африканских джунглей, где обитают эти обезьяны (к которой они к тому же прекрасно адаптированы), не дала толчка к дальнейшему совершенствованию их мозга. Правда, рядом с людьми они все больше наверстывают упущенное. На недавней конференции в Тусоне (США) по проблемам проблеска разума у животных настоящее смятение у ученых вызвал шимпанзе Канзи. Он не только понимает большое количество слов, но и пользуется 256 символами, произнося при этом понятные, членораздельные звуки. Исследователи серьезно задумались: может, вот-вот будет преодолена пропасть между нами и животными, название которой - язык?
 
      А дельфины?
      Многое в поведении дельфинов вызывает изумление и дает право причислить их к существам интеллектуальным. В первую очередь, это их умение к быстрому обучению, желание объединяться с представителями своего вида и умение плыть "строем", готовность помочь новорожденным и больным, выталкивая их на поверхность воды. Большие надежды обрести в лице дельфинов братьев по разуму были подогреты опытами американского ученого Д. Бастиана, который пытался доказать, что эти животные умеют передавать друг другу произвольную, биологически не мотивированную информацию. Позже эти опыты подверглись сомнению, но, как ни странно, вызвали одновременное развитие у американских и советских ученых, обслуживающих научно-прикладные интересы военных. Опыты эти, естественно, были засекреченными, но сейчас появляются некоторые публикации о содержании проводимых работах.
 
      Главный вывод - дельфиний язык по своей структуре идентичен всем человеческим языкам. Был даже определен объем словаря дельфинов - до 14000 сигналов. Из них реально используется более 800. Кстати, зачастую людям тоже хватает 800-1000 слов для общения друг с другом, хотя в словаре их десятки тысяч. К тому же "речь" дельфинов очень быстрая, и, как считает, например, В. Марков, десятки лет профессионально изучавший язык этих необычных китообразных, "с точки зрения дельфинов, мы, представители рода людского, чрезвычайно тупые существа". Ведь это действительно пытка - иметь дело с собеседником, владеющим замедленной речью.
 
      Во всяком случае, вполне уверенно можно сказать, что дельфины прекрасно перерабатывают сигналы. Конечно, нет сомнений в том, что переработка сигналов человеком и животным не просто резко отличаются - она и принципиально иная. Каждое мышление есть переработка сигналов, но не каждая переработка сигналов есть мышление. У животных при такой переработке часто своеобразно переплетаются врожденное поведение с приобретенным. Дельфины как раз и демонстрируют впечатляющую картину того, как быстро приобретаемые ими навыки составляют большую часть их поведения.
 
      Конечно, нельзя сказать, что тайны дельфиньего интеллекта до конца раскрыты. Пока ясно одно - если эти животные и наделены способностью что-либо понимать, то они это делают иначе. Но "иначе" - не значит "хуже"…
Конец
<< Назад
ВЫБИРАЙ:
О себе
Гостевая
Почта
Интересные ссылки

ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Мы открылись!
  Добро пожаловать на Домашнюю страничку Хронопов!
Внимание!
  Кто еще не успел побывать на сайте Entropy, заходите скорее!!!
www.entropynet.narod.ru

Rambler's Top100
©2002 Hronop
 
Сайт управляется системой uCoz